Нужно ли составлять акт оказанных услуг по договору аренды

В соответствии с гражданским законодательством, акт приема-передачи необходим только в двух случаях: когда составлять его обязывает или Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), либо договор. Главой 34 «Аренда» ГК РФ определено, что акт составляют только в одном случае – при передаче объекта аренды от арендодателя к арендатору.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии со ст. 655 ГК РФ арендуемое помещение передается арендатору по передаточному акту или иному документу о передаче. После исполнения договора помещение возвращается арендодателю также по акту (иному документу о передаче). То есть это документы, которые фиксируют факт передачи имущества в аренду. Акт приемки-сдачи (выполненных работ, оказанных услуг) не соответствует отношениям аренды. Согласно ГК РФ договор аренды и договор возмездного оказания услуг являются разными видами договоров (ст. ст. 606, 779 ГК РФ).

Арендодатель не осуществляет деятельности – он лишь передает имущество, которое потом принимает обратно (ст. 606 ГК РФ). Другими словами, аренда – это возможность на законных основаниях владеть и пользоваться чужой вещью, а арендная плата – это плата за пользование арендованным имуществом (а не плата за услугу!)

Следовательно, ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) согласно гражданскому законодательству не является обязательным.

С точки зрения налогового законодательства аренда названа услугой только в отношении порядка начисления НДС (п. 1 ст. 39, ст. ст. 148, 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). И это не значит, что оно считает аренду услугой для всех налогов, так как у каждого из них есть свой объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Более того, отношения по аренде прямо не соответствуют определению услуги, данному в п. 5 ст. 38 НК РФ: это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Все хозяйственные операции организации должны соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (О порядке составления первичных учетных документов).

Для документального подтверждения указанных расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

При этом, согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода, в частности, для расходов в виде арендных платежей за арендуемое имущество.

Соответственно если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора, и, следовательно, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор).

Данные основания возникают у организаций (индивидуальных предпринимателей) вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды ни главой 23 «Налог на доходы физических лиц», ни главой 25 «Налог на прибыль организаций», ни главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено.

Такая позиция подтверждается в Письмах Минфина России от 09.11.2006 г. №03-03-04/1/742, от 09.11.2006 г. №03-03-04/1/745, от 06.10.2008 г. №03-03-06/1/559, от 13.10.2011 г. №03-03-06/4/118, от 16.11.2011 г. №03-03-06/1/763, в Письме ФНС России от 05.09.2005 г. №02-1-07/81, в Письме УФНС РФ по г. Москве от 26.03.2007 г. №20-12/027737. Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2008 г. по делу №А13-6245/2007, Постановление ФАС Московского округа от 18.08.2009 г. №КА-А40/7899-09 по делу №А40-81175/08-75-403.

Следует обратить внимание, что в вышеупомянутом письме от 09.11.2006 г. №03-03-04/1/742, Минфин указал, что направил данный ответ в Управление администрирования налога на прибыль ФНС России. А согласно пп.5 п.1 ст.32 НК РФ, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, отсутствие необходимости составления актов приема-передачи оказанных услуг по сдаче в аренду помещений подтверждается гражданским и налоговым законодательством, последней по времени позицией Минфина России и ФНС России, а также судебной практикой. В случае возникновения спорных ситуаций налогоплательщикам следует руководствоваться доводами, изложенными в данной статье, а также в качестве аргумента можно привести п. 7 ст. 3 НК РФ, т.к. официальные ведомства дают противоречивые разъяснения по одному и тому же вопросу, а это значит, что неясность законодательных норм следует толковать в пользу налогоплательщиков.

 

Добавить комментарий