Потребительский экстремизм и методы борьбы с ним

потребительский экстремизмПотребительский экстремизм. Понятие.

Потребительский экстремизм – это поведение потребителей товаров и услуг, направленных на максимальное получение возмещаемого вреда причинённого некачественным (а иногда и качественным!) товаром и/или услугой.  Более полное понятие потребительского экстремизма можно найти в Википедии. Обычно потребительский экстремизм направлен на вполне себе добропорядочные организации и предприятия у которых есть соответствующие активы, хорошие обороты, квалифицированный персонал и узнаваемый бренд. Однако, он может быть направлен и на малый бизнес с небольшими оборотами и прибылями, в том числе и на индивидуальных предпринимателей.

Основная цель такого потребителя-экстремиста как мы уже сказали – получить максимально большое возможное возмещение с организации, с учетом штрафа, неустоек, взыскания судебных издержек, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы, услуг юриста, почтовые и транспортные расходы и т.д.

Примеры потребительского экстремизма.

1. Одним из ярких примеров потребительского экстремизма из практики явилось обращение одного из дольщиков многоквартирного жилого дома к застройщику с требованием заменить, а точнее возместить стоимость замены трёх оконных блоков, не соответствующих условиям договора долевого участия.

В частности, в договоре были прописаны характеристики устанавливаемых оконных конструкций – двойной стеклопакет из пластикового профиля определенной марки. Застройщик, в свою очередь, допустил отклонение от условий договора и установил в квартире дольщика однокамерный стеклопакет иной фирмы, но с идентичными техническими характеристиками.

Претензия дольщика была отклонена застройщиком, именно с указанной формулировкой: стеклопакет фирмы Б (установлен в квартире) аналогичен по своим техническим характеристикам стеклопакету А (прописан в договоре). В возмещении ему было отказано.

Не согласившись с данной позицией, дольщик обратился в суд, где по истечении некоторого времени, его исковые требования удовлетворили в полном объеме, взыскали неустойку и штрафные санкции с застройщика. Застройщику не помогла даже независимая строительно-техническая экспертиза, подтвердившая техническую идентичность установленных стеклопакетов со стеклопакетами, прописанными в договоре.

После вступления в законную силу решения суда и получения исполнительного листа, дольщик смог получить почти двукратную стоимость установки новых стеклопакетов, однако делать он этого на самом деле не стал, т.к. Его в техническом плане устраивали уже установленные окна!!!

Однако, на этом злоключения застройщика не закончились. Поскольку закупка и монтаж окон проводились у одной монтажной организации, то у всего многоквартирного дома были установлены так называемые “неправильные” стеклопакеты. С нынешним распространением Интернета и социальных сетей, о данном прецеденте за короткий срок узнали все жители этого многоквартирного дома. На протяжении полутора лет застройщику пришлось участвовать в десятках судебных разбирательствах, ответить более чем на сотню однотипных претензий от дольщиков и выплатить порядка 50 миллионов рублей на восстановление нарушенного права потребителей-экстремистов.

2. Еще одним, часто встречающимся примером потребительского экстремизма является обращение потребителя (покупателя автотранспортного средства) к продавцу о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченных денег за автомобиль до окончания гарантийного срока (обычно обращение поступает ближе к концу гарантии).

Мотивировка таких обращений обычно сводится к следующему: за время гарантийного срока автомобиль был несколько раз на гарантийном ремонте, что препятствовало нормальной эксплуатации автомобиля продолжительное время, следовательно товар является некачественным – верните деньги или предоставьте мне новый автомобиль такой же модели.

В совокупности факторов и сложившихся обстоятельств конкретного дела, суды часто встают на сторону потребителей.

Существуют ли методы борьбы с потребительским экстремизмом?

Да, существуют.

В первом примере застройщик допустил 2 серьезные ошибки:

1. изменил тип и фирму-производителя стеклопакета и не согласовал данные изменения с дольщиками путём заключения дополнительных соглашений к договорам ДДУ.

2. при ответе на претензию первому обратившемуся дольщику не предложил варианта о возмещении фактически понесённых затрат при установке “правильного” стеклопакета. При таком варианте дольщик возможно бы не стал подавать в суд, формируя тем самым прецедент, а застройщик бы сэкономил кучу времени и денег на суды и возмещение затрат другим дольщикам.

Во втором примере организации-продавцу необходимо правильно указывать сроки приемки автомобиля на ремонт и сдачи его с ремонта потребителю. Кроме того, по возможности не затягивать с гарантийным ремонтом автомобиля, поскольку длительный простой автомобиля по вине заводского брака, в суде могут посчитать за продажу некачественного (бракованного) автомобиля, который не может выполнять свою основную функцию.

Подводя итоги

Потребительский экстремизм – это проблема общества потребления, его искоренить в принципе невозможно, пока будут существовать отношения Потребитель -Продавец. Однако, минимизировать риски потребительского экстремизма все же возможно, произведя правовой аудит Ваших взаимоотношений с потребителем. Вы можете обратиться к нам за консультацией, мы разрешим и подскажем как правильно действовать в той или иной ситуации.

Добавить комментарий